Сравнение автомобилей: Citroen Xsara, Fiat Marea, Ford Focus, Honda Civic, Mazda 323, Mercedes- Benz, Mitsubishi Lancer, Nissan Almera
<< Назад | Вперед >> |
Расход топлива и токсичность
Испытания по расходам топлива и токсичности проводились в лаборатории на беговых барабанах |
За первые несколько километров холодный двигатель расходует значительно больше топлива, чем предписывают ему технические характеристики, да и вообще, в холодную погоду расход топлива выше — это общеизвестно. Кроме того, и выхлоп у холодного двигателя гораздо более ядовит. Чтобы измерить, как меняется потребление топлива и токсичность выхлопа при езде на непрогретом двигателе, мы отправились на динамометрический стенд в лабораторию расходов и токсичности финского Государственного технического исследовательского центра. |
Расходы топлива замерялись по тому же городскому циклу, на основании которого приводятся официальные данные по нормам 98/69/ЕС.
Правда, мы совершили скачок на несколько лет
вперед и почти догнали нормы Euro 3, вступающие в силу в 2002 году. Они
предусматривают замеры при разных начальных температурах, в том числе и
при отрицательных, в то время как по действующим сегодня нормам расход
топлива измеряется при температуре +20 градусов С. Мы проводили наши
испытания при стартовой температуре -7 градусов С. Показатель
"холодного" расхода топлива был получен в первой части испытания,
дистанция которой составляла немногим больше четырех километров, а
средняя скорость — чуть меньше 19 км/ч. После этого автомобиль полностью
прогревали и повторяли замеры по городскому циклу. Таким образом, для
каждой машины были получены две цифры: нормального и "холодного" расхода
топлива в городе. Самый большой расход получился, естественно, у автомобиля Fiat Marea: у него единственного — двигатель рабочим объемом 1,8 литра. |
Расход топлива, л/100 км
Обозначения: красно-желтые стрелки - горячий двигатель; синие - холодный двигатель |
В прогретом состоянии Marea "кушает" свыше 10 литров на 100 километров. Но даже такая цифра — меньше, чем результат "холодного" расхода самой экономичной машины, Suzuki Baleno. Для нас, кстати, стало неожиданностью то, что при наличии в тесте машин с моторами меньшего рабочего объема самым экономичным оказался Baleno с отнюдь не вялым 1,6-литровым мотором.
Что же касается токсичности, то приводимые здесь результаты замеров наглядно |
Токсичность выхлопа автомобилей после холодного пуска (в скобках - после прогрева нейтрализатора) | |
показывают, что на автомобилях, оснащенных каталитическими нейтрализаторами отработавших газов, выбросы вредных веществ в "холодном" режиме превышают обычный уровень даже не в несколько — в сотни раз! Катализатор в это время еще не прогрет до рабочей температуры, а для работы холодного двигателя необходима переобогащенная смесь. Понятно, почему европейцы так обеспокоены проблемой "холодных" выбросов. | Выбросы угарного газа СО, г/км. |
Выбросы углеводородов СН и окислов азота NOx, г/км. |
Например, Nissan Almera на первых 1300 метрах пути выбрасывает в атмосферу столько же отравляющих веществ, сколько за следующую тысячу километров!
Кстати...
Все испытанные автомобили были оснащены двигателями с системой впрыска и каталитическим нейтрализатором, который существенно снижает токсичность выхлопа. Однако на разогрев керамических сот нейтрализатора с нанесенным на них каталитическим слоем до рабочей температуры (не ниже 600 градусов С) требуется определенное время, в течение которого современный автомобиль выбрасывает основное количество токсичных выхлопов. Поэтому в ходе испытаний измерялась токсичность не только при прогретом нейтрализаторе (она указана в скобках), но и непосредственно после холодного пуска при температуре -7 градусов С, как того и требуют жесткие нормы Euro 3, вступающие в действие в 2002 году. Как видно, в первые минуты работы двигатель выбрасывает в 10—100 раз больше токсинов, чем после прогрева! |
Системы отопления
Хоть мы и привыкли, что по сравнению с отопителями отечественных машин печка любой иномарки начинает греть быстрее и делает это гораздо более эффективно, различия между ними все же есть, и, как показал тест, весьма значительные.Имитации городской езды мы уделили большее внимание, нежели езде в установившихся режимах. Скорость прогрева при этом считалась более весомым фактором, чем достижение максимальной температуры. Ясно, что от того, насколько быстро после начала движения из дефлекторов системы отопления пойдет теплый воздух, зависит не только комфорт, но и безопасность движения.
Для имитации езды в населенном пункте была |
Эффективность отопления | |
размечена трасса длиной чуть больше двух километров. Водители двигались на третьей, четвертой и пятой передачах со скоростями, соответственно, 35, 50 и 60 км/ч. Моменты переключения передач были определены заранее, и все автомобили кружили по полосе одновременно на равном расстоянии друг от друга. Автомобили выходили на трассу после ночной стоянки и полуминутного холостого прогрева. | Время прогрева салона от -22 градусов С до +15 градусов С при имитации движения в населенном пункте, мин |
Время прогрева салона от -23 градусов С до +23 градусовС при имитации движения по трассе, мин |
Погода благоприятствовала испытаниям — на улице было -22 градусов С.
Во
всех машинах системы отопления были настроены одинаково: максимальная
температура, максимальная скорость работы вентилятора, весь воздух подается на
лобовое стекло и через боковые воздуховоды — на боковые стекла. По истечении
пяти минут с момента включения поток воздуха направлялся полностью вниз, в
ноги. Одновременно отключался обогрев заднего стекла. Температуру в каждом
автомобиле отслеживали термометры, установленные в трех точках: в ногах у
переднего пассажира, в центре потолка и в ногах у правого заднего
пассажира.
Быстрее всех средней температуры +10 градусов С достигли Mazda,
Mitsubishi, Suzuki и Citroen. Ненамного отстали Nissan и Opel. Но из этой
группы только Mazda, Suzuki и Citroen прогрелись до комфортной по нашим
понятиям температуры +23 градусов С в течение двадцати минут. Остальным
потребовалось на это больше времени, а некоторым не хватило и получаса.
У Volkswagen Golf не только эффективный обогрев зеркал и заднего стекла, но и у единственного — подогреваемые форсунки омывателя |
Четко определилась и группа аутсайдеров: VW, Skoda, Mercedes и Fiat. А-класс за полчаса так и не достиг даже пятнадцатиградусной отметки, хотя до нулевой температуры его салон прогрелся за то же время, что и у лидеров. Marea при долгом прогреве может похвастать образцово равномерным распределением тепла, в то время как к списку грехов А-класса добавились большие перепады температур между отсеками для ног и потолком. Тем же страдает и Skoda, задние пассажиры которой все еще будут мерзнуть тогда, когда сидящие впереди уже успеют вспотеть. |
Опытным путем мы выяснили, что если отопитель А-класса включить на меньшую
скорость, салон прогревается лучше и чуть-чуть быстрее. Кроме того, когда
мороз на улице был не такой трескучий, мерседесовский отопитель также
справлялся со своей работой лучше, что свидетельствует об одном: конструктивно
он не приспособлен для сильных морозов.
На следующее утро нами была
проведена еще одна серия заездов, имитирующая езду по шоссе с установившейся
скоростью. От исходных -23 градусов С автомобили должны были прогреться до +23
градусов С. Сюрпризов не было, расстановка сил, особенно в лидирующей группе,
осталась почти неизменной.
Эффективность отопления (экспертные оценки) | |||
Скорость прогрева |
Максимальная температура прогрева |
Равномерность распределения тепла | |
Citroen |
отлично |
отлично |
хорошо |
Fiat |
ниже среднего |
ниже среднего |
отлично |
Ford |
средне |
хорошо |
средне |
Honda |
средне |
средне |
ниже среднего |
Mazda |
отлично |
отлично |
средне |
Mercedes-Benz |
ниже среднего |
средне |
ниже среднего |
Mitsubishi |
отлично |
отлично |
отлично |
Nissan |
хорошо |
отлично |
средне |
Opel |
хорошо |
отлично |
средне |
Peugeot |
средне |
средне |
средне |
Renault |
средне |
средне |
средне |
Rover |
средне |
ниже среднего |
отлично |
Skoda |
ниже среднего |
средне |
ниже среднего |
Suzuki |
отлично |
хорошо |
отлично |
Toyota |
средне |
средне |
средне |
VW |
ниже среднего |
средне |
хорошо |
<< Назад | Вперед >> |